В Конгрессе США рассматривают законопроект «О противодействии клептократии в России и других странах». Если закон примут, то создадут, в частности, фонд антикоррупционных действий, «который будет оказывать помощь правительственным и неправительственным организациям в борьбе с коррупцией и взяточничеством». И еще — «межведомственную целевую группу, которая будет координировать усилия по борьбе с властными российскими коррупционерами».
Что такое лоббизм в США?
В общем, Америка не перестает наводить порядок на чужой территории несмотря на то, что у самой в глазу торчит такое же бревно. Во всяком случае граждане США считают, что коррупция — их вторая по значимости проблема после безработицы. Правда, в этой высокоразвитой демократической стране и коррупция непростая, а цивилизованная, называется лоббизм.
Термины разные, но суть одна — продвижение чьих-то интересов с помощью денежных мешков. Сегодня лоббизм в Штатах мало, чем отличается от коррупции, и в том и другом случае решают все деньги, неважно, как называть процесс проталкивания личных выгод кучки богачей, подкупом или спонсированием, а взятки – именовать контрактами, налоговыми льготами или специальными законами.
Лидерами по взяткам в США неизменно становятся: Торговая палата США — в этом году ее представители лоббировали отмену пошлин на сталь и алюминий из Канады и Мексики, Национальная ассоциация риэлторов, потратившая десятки тысяч долларов на выгодные налоговые и ипотечные реформы, Ассоциация фармацевтических исследований и производителей Америки, затратившая 280 миллионов долларов на обработку общественного мнения по вопросу роста цен на лекарства.
Kickback — самый популярный вид взяточничества
Успешно распиливают в Штатах и бюджет. К примеру, мэр Нью-Йорка Де Блазио три последних года за государственные деньги поправлял психическое здоровье сограждан. Создал Совет, который предоставлял консультативные и образовательные услуги некоммерческим организациям, сделал одним из его кураторов свою жену, не имеющую никакого отношения ни к психиатрии, ни к здравоохранению. Вот республиканцы Большого Яблока и заподозрили мэра в том, что 2 миллиарда бюджетных долларов он провел мимо психически нездоровых ньюйоркцев.
А что касается откатов или, как здесь говорят, kickback, то, по данным ФБР, это самый популярный вид взяточничества в Америке.
Одним из высокопоставленных чиновников, имя которого войдет в историю страны вместе со словом взятка, стал Рэй Нагин – бывший мэр Нового Орлеана. После урагана Катрина, затопившего город в Луизиане, он получил 500 тысяч (как было озвучено в суде) откатных долларов от строительных проектов, которые распределял среди подрядчиков по своему усмотрению. Деньги тратил в лучших традициях чиновников всех национальностей и разных континентов: дорогие машины, роскошные аксессуары, казино, фешенебельные курорты. В результате Нагин получил обвинения по 20 пунктам (взяточничество, мошенничество, отмывание денег и т. д.) и 10 лет тюрьмы.
Американские чиновники всяких мастей во всех штатах взятки откатывают по разнообразным направлениям: строительство, ремонт дорог, развитие инфраструктуры, совершенствование правоохранительных органов, улучшение работы тюремной системы. На эти цели государство выделяет крупные средства, и, как известно, в большой денежной массе есть, где разгуляться предприимчивым должностным лицам и честным политикам. Некоторые конгрессмены, обладая властью, продвигают государственные контракты на миллиарды долларов для компаний, которые уже имеют контракты с фирмами, принадлежащими их родственникам.
Короли откатов — профсоюзы
Балуются откатами и благотворительные некоммерческие организации, которых в стране более 800 тысяч. На нужды страждущих они тратят далеко не все собранные деньги, часть из них возвращают богатым жертвователям, отмывающим миллионы. Словом, все как у всех нормальных коррупционеров — схема одна, международная. И даже как-то обидно, что авторство традиционно приписывают именно русским.
А королями откатов в Новом свете, на самом деле, считаются американские профсоюзы. Они уже давно приобрели славу организаций, где процветает коррупция, протекция и семейные связи, а лидеры профсоюзов получают подозрительно высокие зарплаты и живут в, неоправданной для защитников прав трудящихся, роскоши. Известны случаи, когда руководители профсоюзов накручивали социальные льготы для себя, проворачивали аферы с выкупом пенсионных кредитов, занимались рэкетом, шантажом, отмыванием денег, подделкой банковских документов и просто крали сотни тысяч профсоюзных денег.
Некоторые профессиональные союзы владеют средствами во много раз, превышающими бюджеты правительственных департаментов. Например, в распоряжении лидера профсоюза учителей Генни Валчестера, (его называют темной лошадкой за не публичность), ежегодно находится от 320 до 330 миллионов. Эти средства National Association of Education тратит, в том числе, и на активное лобби выгодных для себя законов.
А «самой могущественной силой в калифорнийской политике» называют лидера профсоюза офицеров исправительных учреждений. Майк Лжименез неустанно добивается увеличения количества тюрем, и очень в этом преуспел — за время его деятельности число исправительных заведений в штате увеличилось в три раза на радость владельцам различных корпораций.
Америку давно прозвали страной сидельцев, а правозащитники говорят о «новой форме бесчеловечной эксплуатации». По их данным почти 2 миллиона заключенных работают в различных отраслях, практически, за гроши, преумножая при этом доходы промышленных магнатов. Не менее 37 штатов легализовали использование труда заключенных, а десятки известных корпораций: IBM, Boeing, Motorola, Microsoft, AT&T, Wireless, Texas Instrument, Dell и т.д. организовали собственные производства на территории исправительных учреждений.
Судьям тоже перепадает от этого тюремного пирога, когда они отравляют за решетку очередную партию сидельцев. Юридическая система в США считается одной из самых коррумпированных в мире: в судах выносят заранее оговоренные и несправедливо жесткие решения, судьи берут взятки, адвокаты вымогают деньги у своих клиентов.
Махинации фармацевтов и преступные схемы университетов
В череде особо коррумпированных стоят и представители здравоохранения во главе с фармацевтами. Общий объем коррупционных операций в этой сфере каждый год составляет более, чем 60 миллиардов долларов. Махинации с государственным страхованием Medicare, нелегальные поставки оборудования, завышенные счета за медицинские услуги, назначение лечения и процедур без клинических показаний и непременно откаты, когда врачи направляют друг другу пациентов за вознаграждение. А еще тесное сотрудничество врачей с фармацевтами: первые назначают пациентам исключительно те лекарства, за которые им больше заплатят вторые.
Весной этого года в США разоблачили масштабную коррупционную схему в сфере образования — абитуриентов зачисляли за взятки в вузы, в том числе Стэнфордский, Йельский и Калифорнийский университеты. И среди 33 арестованных родителей — взяткодателей оказались актрисы популярных сериалов – заботливые мамаши просто желали без особых усилий со стороны своих чад пристроить их в престижные учебные заведения. Преступная схема действовала 8 лет через калифорнийскую консалтинговую компанию Edge College & Career Network, которая сколотила за годы коррумпированной деятельности 25 миллионов долларов.
И несколько слов о полиции
Работают американские полицейские хорошо, иногда, кажется, пользуются методами российских коллег, с которыми, возможно, когда-то обменялись опытом. И поэтому дорожные патрули теперь сидят в засадах, вылавливая нарушителей правил дорожного движения и с удовольствием выписывая им штрафы (тикеты).
Иногда, правда, могут выписать тикет просто на пустом месте, то есть, на парковке перед домом, когда машина, видите ли, развернута не в ту сторону. Как замечено неоднократно получавшими такие штрафы автовладельцами (и неважно, куда смотрела машина своим капотом), активизировались стражи порядка, как правило, в конце месяца.
Но это все забавные мелочи, а вот некоторые нехорошие американские полицейские иногда подбрасывают наркотики провинившимся автомобилистам, при этом, покрывают деятельность наркоторговцев, вымогают деньги у законопослушных граждан, подделывают служебную документацию…
О масштабах коррупции в полиции, в частности, и в стране вообще в Америке говорят немного и неохотно. Иначе мирового полицейского, которым пока еще остается США, прозовут коррумпированным копом. Но даже тех сведений, которые все-таки проникают в СМИ и в публичный доступ достаточно для того, чтобы американцам посоветовать заняться непосредственно своими внутренними темными делами. То есть спросить почти, как наш классик: не лучше ль на себя, Америка, оборотиться?
Иначе фонд антикоррупционных действий и межведомственная группа по борьбе с российскими коррупционерами очень быстро погрязнут в американских подкупах, взятках и откатах.