На днях увидела афишу концерта иеромонаха Фотия и очень удивилась. Помню, конечно, тот «Голос», в котором молодой священник стал победителем. К слову, на мой субъективный взгляд, пел он не лучше других вокалистов. Но на Первом, конечно, виднее…
В то время я еще смотрела проект, в котором было много неизвестных и талантливых артистов, а после удивлялась, почему они так и остались неизвестными и ненужными для российского шоу бизнеса. Но только не иеромонах Фотий. Он, оказывается, как победил в четвертом сезоне шоу в 2015 году, так и стал гастролировать по стране с концертами.
Сегодня певца, известного в миру, как Виталий Мочалов, в прессе называют настоящей звездой и, на иностранный манер, селебрити. У него сотни концертов, он выступает за границей, записал альбом, завел страницы в соцсетях с десятками тысяч подписчиков.
И даже наместник Боровского монастыря, где по сей день обитает иеромонах Фотий, был в некоторой растерянности от его популярности и постоянных гастролей. На одном из совещаний с игуменами и игуменьями иеромонах Пафнутий, исполнявший в ту пору обязанности наместника монастыря, спрашивал у Патриарха Кирилла, что ему делать с этим артистом? Ведь он не только постоянно поет где-то на концертах, но еще и говорит не совсем то, что надо: в одном из интервью певец признался, что запел от того, что ему стало скучно в монастыре. А когда иеромонах Фотий возвращается из концертных поездок и его ставят на исповедь выполнять непосредственные обязанности, то никто из прихожан к нему не хочет подходить.
Патриарх тогда встал на сторону священника, отметил, что тот доброе дело делает, поскольку через его пение многие люди к православию приходят. Но вот частые отлучки обитателя монастыря на гастроли святейший не одобрил, сказал, что, если Фотий «будет в свободном полете», то перестанет быть членом монашеской общины и «тогда его надо просто отпускать на все четыре стороны».
А было это в 2016 году. Сегодня иеромонах по-прежнему состоит в монашеской общине и все также гастролирует: поет баллады, арии и романсы, может исполнить рок или даже замахнуться на джазовую композицию.
Не берусь судить правильно это или нет. На это, как говорится, есть соответствующие органы. И даже понимаю, почему у гастролирующего иеромонаха существует профиль в Instagram, а на снимках он позирует вместе с известными артистами и певцами. Тем более, что, к примеру, Ольга Кормухина и Дмитрий Певцов люди верующие, воцерковленные.
Но вот снимок, на котором поющий священник стоит в обнимку с королевой шансона Любовью Успенской несколько напрягает. Где шансон, а где православие…
Но даже не это лично для меня самое непонятное в светской карьере обладателя церковного чина. А то, что, покидая стены монастыря, его насельник, давший обет нестяжания, поет на сцене за деньги. Может, по нынешним меркам, и не за очень большие, и многие православные могли бы позволить себе послушать тенора из монастыря за 800 рублей с галерки концертного зала, а за 2200 прямо с первого ряда партера. Может, иеромонах и отдает все деньги, заработанные на концертах, как говорит, в пользу церкви и на благотворительные проекты.
Но почему бы ему не заняться благотворительностью, выступая бесплатно в учебных заведениях и трудовых коллективах, как бывало, иногда делали советские артисты? Ведь то, что было под силу атеистам, мне кажется, православному священнику сам Бог велел.