В этом году Каннский фестиваль запомнится не только тем, что одна звезда российского шоу-бизнеса выпадала верхней частью туловища из роскошного синего платья на красной дорожке, но и пламенной речью онлайн Владимира Зеленского, который открыл кинофорум. И если на российскую инстадиву, проникшую туда, вероятно, благодаря тесному знакомству с наследником ирландского миллиардера, даже фотографы не обращали внимания, то украинскому президенту богемная публика аплодировала стоя и продолжительно.
Плюнули в вечность
Овациями была встречена и премьера фильма «Жена Чайковского» Кирилла Серебренникова — единственного российского режиссера, которому позволено присутствовать на фестивале. Это и понятно: один недвусмысленно намекнул на диктатора, с которым продолжает бороться независимая Украина, другой – объявил Чайковского гомосексуалистом. И та и другая тема в Европе очень актуальны в настоящее время.
Лидер незалежной признался своему народу, что выступил в Каннах для его же пользы: собрал большую международную аудиторию, чтобы на Россию давили на всех уровнях, в том числе и культурном. А бывший руководитель Гоголь-центра, приговорённый к трем годам условно за хищение в особо крупном размере, рассказал всему европейскому миру о непростой судьбе супруги Чайковского, «которая не могла смириться с гомосексуальностью мужа», в результате чего лишилась рассудка. То есть тоже собрал международную аудиторию, чтобы на культурном уровне в очередной раз нагадить собственной стране, где выбился в «гениев сцены».
А ведь великая Раневская предупреждала своих коллег по актерскому цеху, что «сняться в плохом фильме — все равно, что плюнуть в вечность». Но многие представители отечественного шоу-бизнеса регулярно об этом забывают. Что же касается режиссера Серебренникова, то он плюет без зазрения совести не только в вечность и в культурное наследие своей страны, но и в весь мир, где восхищаются бессмертной музыкой русского композитора.
Постанова про подставного
Да, конечно, сейчас «Жене Чайковского» будут петь дифирамбы за гениальность ее создателя все чрезвычайно продвинутые критики и поклонники нетрадиционной ориентации. И да, я не смотрела фильм, но осуждаю. За то, что такой «талантливый» режиссер может привлечь внимание к своему таланту только грязными домыслами о жизни человека, чья истинная гениальность подтверждена веками. Ведь уже известно, что слухи о гомосексуальности композитора появились уже в наше, перестроечное, время, в 1985-м году, когда некая русская эмигрантка заявила об этом в своей публикации в парижском журнале «Континент», ничем не аргументируя и не подтверждая свою скандальную информацию.
Ну и, конечно, режиссер, известный спектаклем «Городок в табакерке», который прикрыли за садомазохизм, и гадким фильмом «Изображая жертву», не смог пройти мимо такой многообещающей и вероятно, очень знакомой для него темы. Изобразил на этот раз, как пишут в прессе, сцены насилия, продемонстрировал мужские половые органы и акты мастурбации.
А еще в роли Антона Рубинштейна снял рэпера Оксимирона, который начитал в кадре про жизнь русского композитора XIX века рэп про «постанову» и «подставного». Вероятно, это и есть истинное содержание и настоящая ценность фильма, которому европейские кинодеятели, наверняка, вручат какую-нибудь специальную и очень своевременную в нынешних реалиях премию.