День независимости США без Чайковского

В этом году американцы отметят День независимости без «Увертюры 1812 года». А ведь это произведение Чайковского на протяжении десятилетий было одним из основных элементов празднования 4 июля по всей территории Соединенных Штатов и являлось непременной прелюдией к грандиозному фейерверку.

Оскорбительный намек

Но в этот раз, как пишет издание New York Times, многие музыкальные ансамбли вдруг осознали, что Петр Ильич написал увертюру в память о разгроме армии Наполеона во время Отечественной войны 1812 года. И ее исполнение во время специальной военной операции на Украине может быть оскорбительным намеком для властей незалежной.

Даже Кливлендский оркестр, исполнявший увертюру русского композитора каждый День независимости США, начиная с 1987 года, в 2022-м решил на всякий случай исключить ее из своих концертов. По словам исполнительного директора оркестра Андре Гремилле, играть музыку, «прославляющую победу русских» в настоящее время «бесчувственно по отношению к людям в целом и, конечно, к украинскому населению в частности».

При этом, в американской прессе называют увертюру, которая длится около 15 минут, «беззастенчиво патриотичной»: ведь в ней звучат мотивы русских народных песен и напев молитвы «Спаси, Господи, люди Твоя». Ближе к финалу слышен народный наигрыш плясовой «У ворот, ворот батюшкиных», победное ликование которого над «Марсельезой» усиливается звучанием военного оркестра, колокольным перезвоном и ударами барабана, имитирующего пушечные выстрелы. А в коде мощно звучит российский гимн «Боже, царя храни».

Американские деятели культуры в полной растерянности

Впрочем, в раскалывающейся с некоторых пор Америке и в смысле «Увертюры 1812 года» тоже нет единодушия. Одни музыкальные коллективы убирают произведение из своих программ вообще, другие, демонстрируя солидарность с Украиной, при этом еще и добавляют исполнение украинского государственного гимна в концерты, а третьи считают, что увертюра, напротив, может служить напоминанием о том, как опасна агрессия.

К примеру, Национальный симфонический оркестр в Вашингтоне и Boston Pops Orchestra намерены продолжить исполнение пьесы в этом году. Дирижер бостонского коллектива Кит Локхарт уверен, что исполнением увертюры они ратуют за независимость и свободу, ради которых люди готовы на многие жертвы.

А вообще американские деятели культуры и искусства находятся в полной растерянности, не зная как правильно реагировать на нынешнюю внешнюю политику собственного государства.

В Массачусетсе Плимутский филармонический оркестр все-таки решил исполнить произведение Чайковского на праздничном концерте, дабы не создавать впечатление, что Запад пытается искоренить русскую культуру. Симфонический оркестр Балтимора тоже будет играть увертюру, но перед концертом музыканты озвучат выражение солидарности с Украиной.

А перед исполнением произведения муниципального оркестра Нейпервилля ведущий концерта, по традиции рассказывающий историю его создания, теперь избегает любого упоминания о России. В данной интерпретации произведение, посвященное победе русского народа над французами, отныне называется «описанием всех побед над угнетением». В это определение американцы включили и собственную войну 1812 года, когда сражались против Великобритании. Они называют этот вооруженный конфликт «второй войной за независимость», поскольку тогда был подтвержден статус США как суверенной державы.

И вот этот исторический факт никого в США совершенно не смущает. А главное, не вызывает  аналогии с тем, что происходит в настоящее время на востоке Украины – на пока еще принадлежащих ей территориях, где русские люди идут на любые жертвы ради собственной свободы и независимости.  

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s